Организация питания в образовательной организации
Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.
В то же время широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков, проведенные в последние годы специалистами ФГБНУ «НИИ питания» и других медицинских учреждений страны, указывают на существенные недостатки в питания детей разного возраста. Серьезной проблемой является питание детей в домашних условиях.
Согласно имеющимся данным мониторинга, питание детей дома отличается наличием выраженных дисбалансов, состоящих в избыточном потреблении животного жира, сахара (как добавленного, так и поступающего в составе потребляемых кондитерских изделий), газированных напитков, нежелательных для детского возраста пищевых добавок при одновременном недостаточном потреблении ряда критически важных для развития организма ребенка нутриентов: витаминов C, группы B, макро- и микроэлементов, кальция, йода, железа, цинка, пищевых волокон, ПНЖК ряда омега-3.
У детей дошкольного и школьного возраста отмечается высокая частота болезней обмена веществ (в первую очередь ожирения), анемий, заболеваний желудочно-кишечного тракта, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.
В среднем по всем половозрастным группам детей распространенность избыточной массы тела и ожирения составили 19,9 и 5,6% соответственно.
Общими принципами здорового питания детей, которые могут обеспечить наиболее эффективную роль алиментарного фактора в поддержании их здоровья являются следующие:
- адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
- сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
- максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
- оптимальный режим питания;
- адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
- учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
В соответствии с этими принципами рацион питания обучающихся в школе включает все основные группы продуктов, а именно мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приведет к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Соблюдение требований, содержащихся в указанном документе, обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка школьного возраста.
Продукты, используемые в питании детей качественны, безопасны и соответствуют требованиям действующего законодательства. Питание по способу приготовления так и по своему химическому составу является щадящим. То есть, исключены жареные блюда и ограничены пищевые добавки, соль, специй и др.
Режим питания, установленный приказом директора школы обеспечивает соблюдение интервала между приемами пищи обучающихся, который должен составлять не более 4 - 5 часов.
В целях устранения алиментарных дисбалансов, вызванных неправильным питанием детей в домашних условиях санитарными нормами утвержден среднесуточный рацион, который состоит из завтрака и обеда и обеспечивает 20 - 25 и 30 - 35% суточной потребности в энергии соответственно. По содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме обеспечивает 55 - 60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
Рацион питания в школе дифференцирован по своей энергетической ценности, в зависимости от возраста детей (для 7 - 11 лет и 11 - 18 лет).
С целью снижения риска развития избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета II типа, кариеса, гипертонической болезни уменьшено содержание сахара, кондитерских изделий, соли.
В школе предусмотрено обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды. Питьевой режим в школе организован путем использования стационарных питьевых фонтанчиков.
Ежегодно под контролем медицинского работника с целью профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности проводится витаминизация третьих блюд и использование хлеба с ламинариями.
Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций питания детей соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания.
До входа в обеденный зал столовой установлены умывальники.
Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии.
Обеденный зал оборудован столовой мебелью (столами, стульями,) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Столовые обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место.
При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающую требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.
Производственные помещения столовой и пищеблока содержатся в порядке и чистоте.
Уборка обеденного зала проводится после каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.
Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, разработан рацион питания.
На основании сформированного рациона питания разработано меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи.
Порядок организации питания
1. Организация обеспечивает обучающихся горячим питанием на платной основе, также в организации существует буфетное питание на платной основе.
2. Горячее питание на платной основе, а также питание в буфете осуществляется за счет средств родителей (законных представителей) ребенка.
3. Для получения платного горячего питания родители (законные представители) должны написать соответствующее заявление не позднее чем за 30 дней до дня, когда ребенок должен получить питание, в виду необходимости
4. Оплата горячего питания осуществляется путем начисления родителями денежных средств на счет образовательной организации, муниципального образования либо сторонней организации или пополнения карты учащегося через специальные терминалы, либо через личный кабинет родителя (законного представителя).
5. В случае если родители (законные представители) хотят ограничить потребление ребенком определенных продуктов питания, они должны указать это в заявлении.
При отсутствии ребенка в организации по уважительной причине родителям необходимо за день предупредить об этом образовательную организацию, что позволит сделать перерасчет и перенести пропущенные дни на следующий месяц.
6. Организация создает следующие условия для организации питания учащихся:
- предусмотрен обеденный зал для приема пищи, снабженный соответствующей мебелью;
- предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем;
- разработан и утвержден порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи, составление списков детей, в том числе имеющих право на питание за счет бюджетных средств, и т.д.).